
На сегодня в Москве зарегистрировано свыше 30 тысяч некоммерческих организаций, и более трети из них социально ориентированы — то есть работают над позитивными изменениями общества.
Зачем нужны социально ориентированные НКО
Некоммерческие организации способны сделать проблему видимой, они быстрее узнают запросы общества, чем большой государственный механизм. НКО есть в каждом развитом государстве, и они часто выступают в роли связующего звена — между государством и его жителями; между теми, кому необходима помощь, и теми, кто способен помочь.
А ещё НКО способны запускать социальные изменения. Так, в России по инициативе или при активной поддержке некоммерческих организаций — среди них, например, фонд «Волонтёры в помощь детям-сиротам» — прошла реформа детских домов. С 2014 года все организации для детей, оставшихся без родителей, начали регулироваться одним федеральным законом, и главной задачей системы замещения семьи стало возвращение ребёнка в кровную семью, либо пристройство в приемную.
Многие НКО ведут просветительскую работу. Например, фонд «Синдром любви» создает возможности для полноценной жизни людей с синдромом Дауна, а заодно работает над изменением отношения к своим подопечным в обществе. А фонд «Госпиталь дикой природы» проводит лекции об экологии и важности поддержки окружающей среды.
О том, как устроены некоммерческие организации, чем они занимаются, какими бывают и почему важны для общества, рассказывает проект «Азбука НКО». Он знакомит с некоторыми московскими организациями и помогает разобраться в основах их деятельности.
Помогать может каждый
Поддержать подопечных благотворительных организаций может любой желающий. Сделать это можно через благотворительный сервис на mos.ru. Он был запущен в 2020 году по инициативе НКО, которые в условиях пандемии нуждались в дополнительной авторитетной площадке по сбору средств, и стал первым агрегатором фондов на государственном ресурсе. В настоящий момент на сервисе собрано уже 97 проверенных организаций, которые постоянно отчитываются о назначении сборов.
Пользователь сервиса может подробно ознакомиться с программами каждого фонда и выбрать именно ту, которая особенно откликнется, — или нажать кнопку «Помочь всем», и тогда сумма помощи поровну разделится между всеми программами в категории.
Также на сервисе есть возможность подписаться на автоматические платежи после первого перевода: в этом случае установленная сумма будет списываться с карты ежемесячно, а помощи станет ещё больше. Фонды особенно высоко ценят такие подписки, потому что они помогают планировать бюджет организации, а значит — помогать эффективнее.
При этом сумма помощи не важна: крупные суммы часто складываются из небольших вложений. О том, как это работает и почему стереотип о бесполезности маленьких переводов вреден для общества, рассказывает подкаст «Атлас благотворителя». В его выпусках обсуждаются разные грани благотворительности, два сезона подкаста доступны на отдельном сайте, а также на популярных платформах с аудио-контентом.
При этом поддержать работу фондов можно и без финансовых вложений. Так, фонд «Второе дыхание» принимает поношенную одежду, тем самым минимизируя попадание бывшей в употреблении одежды на мусорные полигоны. Собранные вещи сортируют, и одежду в хорошем состоянии передают тем, кому она может быть необходима. Вещи, которые непригодны для носки, идут в переработку.
Многие организации также ищут волонтёрскую помощь. Добровольцы нужны, например, фонду «Дари еду». Неравнодушные волонтеры регулярно помогают в благотворительной доставке и относят одиноким пожилым людям горячие обеды. При этом каждый маршрут может включать 5−10 адресов, где нужна помощь.